Образовательные стандарты
С 1 сентября 2014 года школа реализует дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области музыкального искусства в соответствии с Федеральными государственными требованиями
Уважаемые родители!
Как известно, в течение многих лет, детские музыкальные школы, работали в системе дополнительного образования детей и юридически были приравнены к домам творчества, кружкам и станциям юных техников.
Фактически же музыкальные школы являлись «первой ступенью» профессионального образования, были фундаментом уникальной системы взращивания музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов, которая сложилась в России почти сто лет назад и получила широкое мировое признание.
Вступивший в действие 1 сентября 2013 года Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепил за школами искусств право реализации двух видов дополнительных общеобразовательных программ в области искусств: предпрофессиональных и общеразвивающих.
К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам устанавливаются Федеральные государственные требования (ФГТ). В настоящее время утверждены ФГТ по следующим образовательным программам:
Учащиеся, успешно окончившие обучение по предпрофессиональной программе, получат свидетельство об окончании школы по установленного Министерством культуры РФ образца.
Что означают все эти нововведения для всех нас — для администрации и педагогического коллектива школы, учащихся, родителей?
Главное: с введением новых программ само содержание деятельности школы кардинальным образом не изменится, ведь принципы, заложенные в ФГТ, возвращают нас к историческим истокам, к традициям, к тем изначальным целям и задачам, которые успешно решались на протяжении десятилетий и которые всецело соответствуют сегодняшнему понятию «предпрофессиональное образование».
В то же время, «предпрофессиональная» направленность вовсе не означает, что отныне все (или почти все) выпускники будут ориентированы на поступление в музыкальные училища и ВУЗы. Однако, качество образования должно быть таким, чтобы, при желании, каждый выпускник мог бы пойти в профессию. А для этого необходимо, чтобы каждый из нас — преподаватель, ученик, родитель — осознал новый уровень ответственности за результат своей работы:
Преподаватель — отныне обязан не просто добросовестно вести свои уроки. Он обязан организовать творческую и культурно-просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Концертная практика, конкурсно-фестивальная деятельность, воспитание заинтересованного, образованного зрителя-слушателя — отныне это не «внеклассная работа», а обязательная составляющая образовательного процесса.
Ученик — обязан упорно, «по-настоящему» трудиться не только в классе, но и дома. В федеральных государственных требованиях прописаны минимальные часы самостоятельной работы по каждому учебному предмету (давайте прочитаем внимательно этот раздел в ФГТ). И это требование является обязательным для всех учеников музыкальных школ на территории России.
Родитель — обязан обеспечить регулярность и эффективность домашней работы своего ребенка, организовать режим дня, обеспечить контроль и поддержку домашних занятий юного музыканта. Заинтересованность родителей, их глубокая вовлеченность в процесс, их постоянное присутствие на концертах и фестивалях, участие в проектах школы — обязательно условие успешности обучения наших детей!
Какие конкретные изменения в образовательном процессе нас ожидают?
- Поправки коснулись сроков обучения в школе: вводятся восьмилетний срок обучения для детей, поступающих в школу искусств в возрасте 7-9 лет (по всем программам), и пятилетний — для детей 10-12 лет (только по программам «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Инструменты эстрадного оркестра»).
- Школы также имеют право на реализацию образовательных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам, для чего в учреждении должны быть разработаны соответствующие локальные акты.
- Школа получила право конкурсного отбора детей. На обучение принимаются дети с соответствующими критериям отбора музыкальными данными, памятью, вниманием, трудоспособностью, имеющие мотивацию к обучению.
- Новые программы четко ориентированы на результат обучения. На каждом этапе прописаны конкретные требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должен иметь ученик. Другими словами, в пятом классе нужно исполнять программу за пятый класс, а не за четвертый, или, скажем, за второй. Скажем честно, до недавнего времени, это допускалось: не тянешь программу — дадим полегче. Не выучил три произведения — играем два. Не занимаешься дома — будем учить в классе. С введением предпрофессиональных программ — подход другой: взялся за дело — делай! Учись, добивайся, играй, выступай, работай, вдохновляйся и зажигай!
На сегодняшний день школой получена лицензия на право ведения образовательной деятельности по пред профессиональным образовательным программам в области музыкального искусства. Создана необходимая нормативно-правовая база и учебно-методическое обеспечение.
С 1 сентября 2014 года началось постепенное внедрение новых программ в образовательный процесс. Говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. Мы возвращаемся к исконной системе российского музыкального образования. Но поднимаем ее на новый уровень — уровень современного качества, современного материально-технического оснащения, современного видения перспектив.
Пожелаем себе и друг другу удачи и новых творческих открытий на этом пути!